You are here:

ТВОРЧЕСТВО — ЭТО ЛЮБОВЬ


Выдающийся режиссер, педагог, основатель и художественный руководитель санкт-петербургского Театра Драматических Импровизаций Павел Павлович Подервянский давно перешагнул тот возрастной рубеж, за которым уже довольно редко встречаются столь мощная работоспособность и творческая активность, но по его внешнему виду этого совсем не скажешь. А в этом году исполняется 50 лет его профессиональной карьеры. В чем же секрет молодости режиссера и его неиссякаемой энергии?

«Мы не хуже и не лучше, мы — другие»

Так говорит П. Подервянский в ответ на попытки сравнить его театр с «обычными» театрами. Санкт-петербургскому Театру Драматических Импровизаций уже больше 25 лет.
Ни в подборе репертуара, ни в игре актеров ТДИ вы не найдете пошлости или эпатажа, отличающих многие современные постановки. Да и само слово «игра» здесь имеет иной смысл. Актеры не играют и не изображают кого-то, а вживаются в образы своих героев и становятся ими. По словам самого режиссера, это театр не «представления», а театр «проживания».

Карьера

П. П. Подервянский начал свою профессиональную деятельность актера и режиссера в 1958 г., после окончания истфака ЛГУ, в Драматическом театре г. Комсомольска-на-Амуре. Поставил 250 спектаклей в разных театрах страны, преподавал в театральных студиях и училищах. Окончил высшие режиссерские курсы в ГИТИСе им. А.Н. Луначарского. Основал Школу-студию драматических импровизаций, которая в 1998 г. стала Театром Драматических Импровизаций. Член Союза театральных деятелей, автор ряда докладов, статей, а также книг — «Драматические игры», «Шестой сундук», «Беседы режиссера».

Сегодня мы попросили Павла Павловича поделиться с нами своими мыслями о творчестве, о жизни и о себе.

Родом из Петербурга

Я — коренной питерец, родился на Васильевском острове. В моих жилах течет кровь многих народов. Мой прадед по материнской линии был немцем, прабабка — шведкой. Бабушка вышла замуж за болгарина. Отец был из рода поляков, сосланных после польских восстаний на Волгу. Когда после гражданской войны его послали учиться в ленинградский университет на факультет общественных наук, они познакомились там с мамой, оба были экономистами. Мне было всего 8 месяцев, когда он погиб в железнодорожной катастрофе…
В войну, в эвакуации мы жили на Урале, в городе Сатке. Когда я учился там в 4-м классе, один преподаватель устроил у нас в школе театральный кружок. Я в него поступил, и так ярко во мне вдруг вспыхнула тяга к актерству, что я понял: без театра не могу. Так началась моя театральная жизнь. Я играл в школьных постановках, ездил по госпиталям с концертами, пел, плясал, читал стихи. Тогда же впервые прочел Станиславского — «Моя жизнь в искусстве» и «Из прошлого» Немировича. Эти книги произвели на меня такое впечатление, что, вернувшись в 1944-м в Ленинград, я уже сам организовал в своей школе драмкружок и ставил с одноклассниками спектакли. Еще освоил игру на гитаре и стал сочинять песни. Впоследствии озвучивал и свои театральные постановки, сочинил музыку к 13-ти спектаклям.
Как я стал режиссером

Мама была отнюдь не в восторге от моих увлечений. Она говорила: это не дело, надо получить нормальное образование. Ну, я ходил в разные кружки, участвовал в исторических и литературных олимпиадах, чем только себя ни увлекал, но от театра все же оторваться не мог. В результате попал в замечательную театральную студию под руководством актера театра и кино Ф. М. Никитина. И получилось так, что одновременно с университетским дипломом, я уже защищал и свой первый режиссерский спектакль, а потом меня пригласили работать в Комсомольск-на-Амуре, где началась моя профессиональная режиссерская деятельность.
Несколько лет я работал в разных городах, мы колесили по стране всей семьей (к тому времени я уже женился второй раз — на актрисе театра, с которой мы до сих пор вместе), родилась дочка…
И вот однажды на уличном развале мне попалась книга знаменитого режиссера-педагога Николая Демидова «Искусство жить на сцене». Эта «встреча» оказалась судьбоносной.

Мечта и ее осуществление

Прочитав Демидова, я так загорелся его идеями, что задумал непременно воплотить их в жизнь. Но в тех театрах, где я работал, новаторство не приветствовалось.
И тут у меня случилась беда: прободение язвы двенадцатиперстной кишки. Я уже одной ногой был на том свете, и когда чудом остался жив, то сказал себе: «И жить, и помирать надо дома!» Собрал семью, и мы вернулись в Ленинград. Ничего у нас тут не было, кроме оставшейся от моей мамы комнаты в коммуналке, но зато было много друзей. Как это важно — иметь друзей! С их помощью мне удалось получить работу на театральном факультете в Высшей профсоюзной школе культуры.
Я стал вести режиссерский курс, и в ходе занятий вдруг понял, что преподаю-то я нечто мертвое, «прошлый век», то, что уже ушло! Тогда, вспомнив про Демидова, попросил у кафедры разрешения провести на своем курсе эксперимент. Ничего, кроме этой книжки, у меня не было, и я сам развивал демидовские идеи, придумывал упражнения и этюды…
Постепенно из числа студентов выявились энтузиасты, из которых выросла наша школа-студия, а затем и театр. За эти годы мы воспитали большую труппу, выпустили 127 спектаклей, сыграли почти 3000 представлений.

Импровизация — это как?

Сейчас у меня уже много своих соображений по поводу импровизации, но демидовский «фундамент» остался для нас незыблемым. Особенно его главные идеи о «канонах» импровизации и основные «правила», например: «Делать на сцене то, что хочешь, и не делать того, что не хочешь».
Наши актеры не скованы обязательными мизансценами, не исполняют режиссерскую «концепцию» и «партитуру действий», а каждый раз, «здесь и сейчас» выстраивают цепочки взаимоотношений спонтанно и непредсказуемо, как в реальной жизни. Поэтому можно сказать, что один и тот же спектакль никогда не повторяется дважды.

Образ жизни

Я работаю на трех работах — театр, студия и преподавание в Балтийском институте иностранных языков, где я веду актерский курс.
Фактически, у меня всего один выходной. Так что режим дня мне задает работа: утро я провожу дома за письменным столом, потом обедаю, а вечером работаю в студии, театре, институте.
Есть у меня одно правило: после обеда обязательно сплю часа полтора. Я приучил себя к этому еще в 5-м классе, после того как вычитал в книжке про знаменитого путешественника Амундсена, как он, для того, чтобы больше работать, сделал себе два рабочих дня в одном (ложился днем спать, вставал отдохнувшим и вновь принимался за работу).
Мама меня с детства приучила есть только четыре раза в день — завтрак, обед, полдник и ужин — и никогда и нигде ничего не перекусывать в промежутках.
Питаюсь я просто, без излишеств, как говорится, что Бог пошлет. Овощи, фрукты, мясо. Кофеечек люблю… Сладкое ем умеренно, чай и кофе пью без сахара, у меня просто потребность в сахаре отпала.
Вечером перед сном обязательно читаю книжку. Если у меня случается ночью бессонница, я никогда не впадаю в панику, не страдаю от этого, а лежу и работаю головой: размышляю о театре, придумываю новые постановки…
О личном

Я — очень счастливый человек, и совершенно уверен в том, что меня ведет высшая сила. Я всю жизнь это ощущаю. Вся моя жизнь проникнута фатумом, предопределенностью. Я вижу, слышу и чувствую космическую силу, которая мной руководит, направляет меня в нужную сторону, дает мне силы, память, помогает реализовывать мои идеи и отсекает меня от всего неверного, того, чем мне заниматься не нужно или вредно. Я несколько раз в жизни серьезно болел, и понял, что меня просто спасали. Уверен, что высшие силы спасают меня для того, чтобы я продолжал заниматься своим делом. Это своего рода миссия.

Путь к здоровью души и тела

Для построения гармонического общества нужно найти способ разрешения внутренних конфликтов каждого человека, глобальных социальных и личностных проблем. И, кстати, проблем со здоровьем тоже. Такой способ есть: это творчество. В нашем случае — игра в драматическом театре. Я занимаюсь воспитанием свободной личности людей разного возраста через драматические игры.
Что соединяет все виды творческой деятельности? — ЛЮБОВЬ! Люди по-разному понимают и трактуют это слово. Но любовь в творческом смысле означает соединение человека с природой и с другими людьми, с самим собой и с космосом.
Именно творчество дает людям энергию. Например, если даже я встаю утром не очень бодрый, то работа дает мне такой стимул, что вскоре я ощущаю мощный прилив бодрости. Как я уже сказал, меня явно «подкачивают» из Космоса. Да и моя студия дает мне огромный запас сил.
Вот даже такое занятное наблюдение: когда я работаю с детьми, я, конечно, устаю. Они из меня забирают энергию (это естественно, они же растут, им это необходимо). Но потом у меня всегда занятие или репетиция со взрослыми. И вот, как бы сильно я ни устал с детьми, по ходу занятия со взрослыми я все больше отдыхаю. Потому что актеры и студийцы уже не только берут у меня, но и отдают мне свою энергию. И получается так, что к концу спектакля или репетиции я чувствую себя даже отдохнувшим.

Любовь спасет мир

Я вообще считаю, что не красота спасет мир, а любовь. Да, любовь. Человеческая. Когда одни люди отдают себя другим. А творчество — это та же любовь. Мы отдаем себя в творчестве другим людям, и мы получаем. Иначе невозможно. Нельзя творить для самого себя, это всегда должна быть отдача кому-то. Нужно не брать, а дарить, отдавать, питать собой. Я думаю, это меня «держит» во всех отношениях. Поэтому я не чувствую в себе никакого ущерба, никаких особых проблем со здоровьем — ну, конечно, кроме нормальных с моей точки зрения возрастных моментов. Но я к этому отношусь спокойно — работаю себе и работаю

(Газета "Лечебные вести" № 3 за март 2008 г.,
беседовала Марина Герц)