You are here:

Рецензия на спектакль «Кот в сапогах»

Закостенев на уровне типичного унылого советского ДК образца восьмидесятых годов, ДК Газа не входит в список обязательных для посещения культурных мест нашего города. Если бы не одно «но»: на малой сцене играет свои спектакли чудесный театр — «Театр драматических импровизаций», чей детский репертуар мы начали изучать со спектакля «Кот в сапогах».

Начало спектакля, признаться, не впечатляет жадного до зрелищ зрителя. Голая дощатая сцена. Крайний минимализм в декорациях: две вращающиеся ширмы, призванные изображать то королевский дворец, то замок Людоеда, то лесную полянку. Самые простые костюмы и грим. Вот и все, за что может уцепиться взгляд.

Да и первые появляющиеся на сцене персонажи, Кот в сапогах и его хозяин, Жак-простак, тоже поначалу не вызывают восторга. Жак (Андрей Резцов) кажется настолько странным и нескладным, что поневоле возникает предательский вопрос — то ли таким болваном задуман персонаж, то ли это сам актер не знает, куда ему девать свои руки и ноги, куда смотреть и каким боком поворачиваться. Кот (Вера Бабайцева), хоть и смотрится в разы бодрее хозяина, также до поры до времени ничем особенно не потрясает.

Лишь присоединяющаяся к их компании слегка прибабахнутая Принцесса (Марина Серегина) как бы намекает, что не так прост этот спектакль, каким кажется в первые пару минут.

Здесь самое время рассказать о сюжете. Вышеупомянутый Жак получил в наследство, как и полагается по сказке, Кота. Гуляя как-то по лесу (а ничего другого Жак и не умел), парочка встречает Принцессу. Дочкам королей, как мы знаем, вообще свойственно время от времени сбегать в лес, ну а эта Принцесса звалась Принцесса-недопринцесса, что автоматически изымало из ее поступков любые крупицы логики.

Познакомившись и мгновенно влюбившись в Жака (что можно объяснить только полным отсутствием половозрелых мужчин в списке друзей нашей героини), Недопринцесса возвращается к отцу с нескрываемым «уж замуж невтерпеж» на лице. А у отца-Короля всего два пунктика в жизни: как жить «по всем королевским правилам» и как выдать дочку замуж за какого-нибудь герцога или принца. На худой конец — маркиза. Ну, графа... Но уж точно не за третьего сына мельника, живущего посреди леса в шалаше с удобствами в нем же.

Тут наш Кот, поняв, что для удачного стечения обстоятельств не хватает только маленькой хитрости, и задумывает свой ловкий план: выставляет перед королем своего доброго, но недалекого хозяина в виде непомерно богатого маркиза Карабаса. Король доволен, Принцесса в экстазе, не к месту правдивый Жак, каждой своей репликой едва не разрушающий титанический труд, проделанный Котом, тоже не против. Дело на мази.

Однако неподалеку живет мрачная личность — богатый, могущественный и отчаянно холостой Людоед, который вдруг осознает, что людей можно не только есть, но еще и жениться на них, чтобы цикл воспроизводства людоедов на этой грешной земле не прерывался.

Людоед делает Королю предложение, от которого тот не может отказаться, и Король, на которого счастье свалилось теперь уже в виде двух маркизов, сам не знает, кто ему теперь милей. Однако сердце Принцессы навеки отдано Жаку, что заставляет Людоеда похитить счастливого соперника с целью дальнейшего съедения — совместить, так сказать, приятное с полезным.

Расхлебывать заваренную им же самим кашу приходится все тому же Коту: и хозяина вызволять, и людоедоедом побывать, и за Королем с Принцессой приглядывать...

* * *

Ну и что же из всего этого вышло? А вышел из этого классный остроумный спектакль! Самое главное при просмотре этого спектакля — не напрягаться по поводу скудости реквизита и условности декораций и не горевать по поводу его невысокой зрелищности. Потому что спектакль добирает совсем другим: забавным сюжетом, живой музыкой в исполнении дуэта фортепиано и скрипки и великолепной игрой актеров.

Уже появление Принцессы вносит, как говорилось выше, некоторое оживление на сцене. Когда же перед зрителями возникает Король (Сергей Смирнов), начинается самое настоящее пиршество для ценителей тонкой актерской игры. Умный, ироничный, с великолепной мимикой и движением, на ходу создающий и переписывающий свою роль, Король-Сергей воплощает на сцене гораздо более интересный характер, чем предусмотрено в пьесе. Король, безусловно, понравится всем детям, особенно тем зрителям из первых рядов, которых он умудрится вовлечь в действие.

Настоящий же сверкающий бриллиант всего спектакля — это, конечно, Людоед. Море обаяния, молодцеватый вид с оттенком мачистости, и все это густо замешано на юморе и самоиронии — вот что такое Людоед в исполнении Федора Баличева. Да, юмор и обаяние Людоеда нацелены скорее на детей постарше и взрослых зрителей, и несколько раз за спектакль именно взрослая часть зрительного зала взрывается от смеха (я давно столько не хохотал в театре). Но и свою негодяйскую, соответствующую сюжету, линию Людоед-Федор играет безупречно, так что дети не будут им разочарованы.

«Театр драматических импровизаций», ведомый своим худруком Павлом Подервянским (кстати, еще и автором отличной музыки для отчетного спектакля), отличается собственным видением драматического искусства. Если говорить кратко, в театре провозглашен отказ от системы Станиславского в пользу максимального раскрепощения актера на сцене. Не буду в данном обзоре рассуждать, хорошо это или плохо, однако очевидные плюсы у такого подхода есть. Актеры имеют максимальную свободу в рамках своей роли и способны разыгрывать каждый спектакль как новый. Тот «Кот в сапогах», который увидите вы, может быть совсем не похож на увиденный мною. Ирония Короля, причуды Принцессы-недопринцессы, хохмочки Людоеда — как хороший джазовый концерт, все это будет сыграно единожды и только для вас. В этом есть своя прелесть.

Возможно, вам повезет, и в вашей версии спектакля у Принцессы, наконец, откроются глаза и она, вопреки сценарию, но следуя внутреннему голосу, полюбит не простофилю Жака, а великолепного Людоеда. Я ее пойму.

Резюме. При крайне минималистичном оформлении спектакль «Кот в сапогах» является одним из самых веселых детских спектаклей, идущих в нашем городе. Идти стоит уже ради одних только Короля и Людоеда. Ну а жителям Кировского района сам бог велел.

Спектакль рекомендован самим театром для детей от четырех лет, и объясняется это тем, что дети боятся Людоеда. Решать в любом случае вам, но я смотрел спектакль с ребенком, которому нет еще и трех, и он не нашел, чего ж там бояться. Сам Людоед не страшен, но, возможно, малыши могут испугаться световых спецэффектов, сопровождающих превращения Людоеда во льва и мышь — вспышки света, чередующиеся с темнотой. Других препятствий для похода в этот театр с маленькими детьми я не вижу. Условная верхняя планка возраста — восемь лет. Длится спектакль один час, без антракта.

KidsReview.Ru, 03.02.2012

Автор: Владимир Несторович