Небольшой зал, сцена – прямо на полу, занавес и закулисье, а там – костюмы, старинные шляпки; всяческий реквизит – даже штурвал, за которым, наверно, неоднократно стоял бывалый морской волк. Все сделали сами ребята: и занавес, и костюмы, и кубики-скамейки. Наверное, каждый человек когда-нибудь думает о том, чтобы оказаться на сцене. Студия «Театрального сочинительства» предлагает совершенно необычный и интересный вид театрального искусства – импровизацию.
Импровизация (лат. improvisus – непредвиденный, внезапный) – это действие актера не по сложившемуся стереотипу, а сочинение им спектакля прямо при зрителях. Спектакли никогда не повторяются, молодые актеры раскрепощаются, и начинается творчество. Лю-бимое занятие маленьких актеров – на ходу сочинять сказки и тут же показывать их. А Любимые сказки – «Снежная королева», «Зайка-зазнайка», «Небылицы в лицах».
Когда я пришла в студию, там проходили занятия по постановке слуха – гитара, смеш-ные песенки в кругу – сразу видно, дружеская обстановка. Руководитель студии – Павел Павлович Подервянский. Он же – организатор «Театра Драматических Импровизаций». Этот театр как профессиональный возник в 1989 г.
Туда попадают лучшие студийцы. Павел Павлович – добродушный, улыбчивый, с большими голубыми глазами и мягкой седой шевелюрой. Он организовал студию еще в 1979 году. За это время состоялись 153 премьеры, сыграно 2182 спектакля. Главное пра-вило студии – делай, что хочется, но не отходи далеко от сюжета произведения или пра-вил игры. Вообще, Павел Павлович окружает детей заботой, вниманием, и , как он сам говорит, «радостным обожанием». Такая обстановка, как считает руководитель, помогает человеку раскрыть его природные дарования, индивидуальность, понять, готов ли он им-провизировать. Методика «сочинительства» (продолжение методики Н.В. Демидова, театрального педагога) развивает лидерские способности. Павел Павлович пояснил: «Когда все делают то, что хотят, очень легко заметить, за кем начинают тянуться». Бывают люди – лидеры от рождения. Павел Павлович – один из них, еще в детском саду он организовывал разные игры.
Театральные игры дают уверенность в себе, радость жизни. А еще – помогают понять себя и создать свой собственный, неповторимый имидж, образ. В студии преподаются речевое и пластическое мастерство, есть занятия по развитию слуха. Все это, безусловно, помогает в общении. Как говорит Саша (21 год), которая занимается в старшей группе – «Школе-студии драматической импровизации», театральное мастерство очень помогает ей в работе: она торговый представитель. Саша привела в студию своих сестру, дядю и многих знакомых. Ее сестре Наташе – 14 лет. На вопрос, что ей дала студия, Наташа отве-тила, что театр помог ей завоевать авторитет в компании, подарил раскованность.
Павел Павлович студией очень дорожит, помещение, в котором она сейчас расположе-на – не первое, но особенное – именно в этом доме когда-то жили его прадедушка, праба-бушка и бабушка.
Студия интересно оформлена: маски, фотографии, шторы на окнах сделаны из ткани такого же цвета, что и занавес, поэтому кажется, будто помимо основной сцены в зале еще несколько маленьких сцен. На стене – огромный список литературы (около 200 книг), которые неплохо было бы потихоньку прочитать начинающему актеру. Вот некоторые постулаты театра-студии: «Главные враги театра: на сцене – страх, а в зале – скука» (П. Брук), «В театре не работают, не служат, в театре пропадают» (М.-О. Кнебель).
Павел Павлович дал несколько советов начинающим актерам: «Во-первых, попробо-вать. Попробовать себя, выбрать, у кого учиться. Второе: Выбрать свой театр (направле-ние театра). Третье: Любить театр больше самого себя. Четвертое: Выбрать мотив: 1. «Хочу быть актером» или 2. «Хочу играть в театре». Если вы выбрали первое, вам стоит найти театральный институт, если же второе – искать студию, в которой вам будет по душе играть».
Ничего, что большинство выпускников студии актерами не становятся. Зато они чувствуют себя свободными, у вверенными в себе людьми.
Студия будет существовать – это уж точно. Как сказали девчонки из студии: «Мы бу-дем жить с этим театром, с этой студией до тех пор, пока будем нужны людям». А театр будет необходим вечно!
P.S. Следует заметить, что эта студия Петроградского молодежного клуба работает совершенно бесплатно и принимает всех желающих. Студия находится по адресу: Санкт-Петербург, Гатчинская ул., д. 1 или Большой пр. Петроградской стороны, д. 56.
Маша Райская, юнкор журнала «Костер»
Материал подготовлен при поддержке Комитета по молодежной политике
и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга
и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга