You are here:

Дипломы столичные, классы наши


В Череповце открываются филиалы сразу двух известных учреждений культуры Москвы и Санкт-Петербурга.

О появлении филиала Российской академии музыки имени Гнесиных, второго (после Московской консерватории) музыкального образовательного заведения страны, заявил еще год назад во время своего визита в Череповец министр культуры Александр Соколов. Но как выяснилось, министр просто огласил написанное и все его участие ограничивается тем, что он не возражал против череповецкой инициативы, — сам в прошлом ректор консерватории. Заслуга в продвижении идеи принадлежит губернатору Вячеславу Позгалеву и директору нашего училища искусств Евгению Покотилову. Последний прокомментировал нам цель создания филиала в Череповце: «Учиться в Москве могут не все — дорого это. Бывали случаи, когда поступившие в консерваторию студенты спали на вокзалах». Первый курс череповецких студентов Гнесинки наберут уже в 2006 году, сейчас завершается этап различного рода согласований, принципиально же стороны обо всем договорились. Состоялась встреча с ректором академии Михаилом Саямовым. На первых порах планируется организовать при училище искусств народное отделение Гнесинки, благо опыт в этом направлении череповчанами наработан гигантский, а проводимый конкурс «Кубок Севера» известен далеко за пределами России. По словам Евгения Покотилова, для начала будут набраны по два-три студента в классы баяна, аккордеона, домры и балалайки. Профессора будут приезжать в Череповец несколько раз в год, повседневное же обучение ляжет на плечи ассистентов — одну из них, аспирантку Марину Горбачеву, уже взяли на работу. И главное — обучение предполагается сделать бесплатным, финансироваться филиал, по словам директора училища искусств, будет из бюджета области. Обещаются московские дипломы.

Свой филиал открывает в нашем городе и питерский театр драматических импровизаций. Руководить им будет бывший актер театра Юрий Григорьев, проработавший на его подмостках шесть лет. Уникальность театра в том, что он — практическое воплощение методики сподвижника Станиславского Николая Демидова. В своей книге «Искусство жить на сцене» он доказывает приоритет театральной импровизации над строгой отрепетированностью. Методика Демидова предполагает полное доверие самому актеру — задается лишь общий режиссерский замысел, а конкретные детали каждой сцены артисты додумывают как бог на душу положит. В связи с этим, считает Юрий Григорьев, если на обучение актера традиционного театра нужны годы, то методика Демидова даст результат уже через пару месяцев. Главное — раскрепощение, которое достигается путем целой системы тренингов и заданий. Репетиционную базу в актовом зале одного из общежитий ОАО «Северсталь» обещал выделить комбинат. В будущем Юрий Григорьев планирует постановки спектаклей силами им же обученных артистов, для поддержки его череповецких начинаний на гастроли к нам рвется основная труппа театра драматических импровизаций.

В городе уже был опыт театрального филиала, и он принес свою пользу. В 1996-м при Русском Национальном театре обучался курс Санкт-Петербургской театральной академии, причем работали сразу две специализации: «актер театра музыкальной традиции» и «режиссер массовых представлений». Большинство выпускников первой до сих пор выступают в РНТ, а дипломированные режиссеры — среди «студентов» были Татьяна Макарова, Григорий Хинский, Зуфар Толбеев — нередко именно «массовыми представлениями» занимаются. Выполнив свое предназначение, то есть утолив кадровый голод, филиал закрылся. Как сообщил нам художественный руководитель РНТ Евгений Максимов, в следующем году набор возобновится — ведущие артисты театра супруги Логиновы, Ирина и Андрей, чьи по-гусарски закрученные усы стали символом Русского Национального, не прочь встать на педагогическую стезю.

Сергей ВИНОГРАДОВ
Газета "Речь" № 194(21614)