You are here:

Бизнесмены становятся тенью Хлестакова

Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы днем она стояла у станка СПб. Обычно считается, что театр начинается с вешалки. Но несколько петербургских театров начинаются прежде всего с менеджеров.
Не в том смысле, что они так умело ими руководят, а в том смысле, что они там играют.

БДТ

Появление актеров на сцене зал встречал овациями. Такое поведение вполне можно понять -- любой захлопает в ладоши, увидев на сцене Большого драматического театра собственного начальника (друга/родственника/сотрудника) в гриме и костюме. В тот вечер на малой сцене БДТ давали "Женитьбу Фигаро". Но всем ясно, что зрители пришли на спектакль совсем не ради Бомарше. По большому счету, с тем же успехом публика пришла бы на любой другой спектакль. Все дело было в труппе. Вместо известных актеров в программе можно было найти имена бизнесменов и менеджеров различных предприятий. А зрители были их друзьями и сотрудниками, родными и близкими. В такой ситуации спектакль обречен на успех. Зал полон, зрители в восторге. Актеры, кажется, тоже. После окончания спектакля публика не расходится, а поджидает актеров у выхода из театра с цветами. "А Сашка-то, Сашка! -- раздается в толпе, -- просто молодец! И роль как эта ему идет!" Наконец первые актеры появляются на улице. Все бросаются к ним, обнимают, целуют, дарят цветы. "Не очень заметно, что в последней мизансцене мы перепутали скамейки?" -- озабоченно интересуется молодой человек, еще полчаса назад отзывавшийся на имя Фигаро (в миру -- предприниматель Артем Зарафьянс). Зрители в один голос заверяют: нет, конечно, не заметно. Было просто здорово. Вне зависимости от спутанных мизансцен.

Актеры

"О коллективе я узнал, когда попал на презентацию этого проекта, -- рассказывает генеральный директор агентства Personnel Service Алексей Чуркин (исполнитель роли севильского врача Вартоло). -- Честно говоря, я никогда особо не мечтал о театре, но мне очень понравилась эта идея и преподаватели. Сразу видно, что они талантливые профессионалы. Театр -- это уникальная возможность пожить жизнью другого человека, развить в себе новые качества, "побывать в чужой шкуре". Никакой боулинг не поможет так отключиться от работы. Благодаря энергии и таланту наших преподавателей "Женитьбу Фигаро" мы сделали всего за 11 занятий". Руководители курса -- преподаватели Петербургской школы красноречия Василийеутов и Светлана Ваганова -- профессиональные актеры. "Еще когда я учился в Нью-Йорке, преподаватели советовали нам заниматься риторикой, -- говорит Артем Зарафьянс, -- это очень полезно для менеджеров. Сейчас многие мои партнеры по бизнесу знают о моем увлечении, воспринимают его как хобби. В "Женитьбе Фигаро" мне было очень приятно исполнять главную роль, это очень льстило". Пожалуй, чаще всего из толпы, дожидающейся выхода актеров, доносились крики "Саша!". Это сотрудники Александра Бурова -- на сцене графа Альмавива, а в жизни заместителя директора фирмы-производителя канцелярских товаров ООО "ГКЦ "Балтик", ждали своего героя. "Еще в детском саду мне нравилось участвовать в самодеятельности, -- вспоминает Александр Буров, -- позже я нигде не занимался театральным искусством, но всегда хотел. Поэтому в один прекрасный день просто нашел студию через Internet. Игра на сцене помогла мне лучше понимать людей, чувствовать их, а это очень важно для бизнеса".

Накладки

На занятии в студии при Театре драматических импровизаций сидели в одном кружке и тараторили скороговорки бухгалтеры, сотрудники логистических компаний и другие представители "мирных" профессий. Многие из актеров занимают руководящие должности в бизнесе и госструктурах, а одна из актрис театра даже заведует детским садиком. "Иногда к нам приходят люди и с актерскими дипломами, -- рассказывает главный режиссер и руководитель театра Павел Подервянский, -- но мы не можем сразу взять их к нам в театр, для начала им надо пройти через нашу студию, это обязательно для всех, вне зависимости от опыта, образования или возраста". Главное отличие Театра драматических импровизаций от всех остальных театров страны -- отступление от общепризнанной системы Станиславского. "В традиционном театре ход спектакля предопределен, -- говорит Павел. -- Все мизансцены расписаны и известны заранее. У нас главное -- проживание, естественные реакции актера на предлагаемые обстоятельства или действия партнеров по сцене. Поэтому каждый спектакль существует в одном экземпляре". Павел Подервянский, в отличие от своих актеров, -- профи. Историк по образованию, он 25 лет проработал режиссером в разных театрах страны (в том числе и в МДТ и Театре им. Ленсовета), поставил 50 спектаклей, был преподавателем на режиссерском факультете высшей профсоюзной школы. "Еще Станиславский говорил, что в театре зритель больше всего любит накладки, -- объясняет Павел, -- Если бы спектакль состоял из одних накладок, зрители согласились бы платить за билет в два раза больше. Любой наш спектакль -- одна сплошная накладка. Например, если в то время, когдаомео будет объясняться в любви к Джульетте, на сцену случайно попадет кошка, актер спокойно включит ее в действие, подзовет или погладит -- почему нет?".

Кулисы

Студия и сам театр существуют уже много лет, и актеры действительно живут "двойной жизнью" -- на работе днем и на сцене вечером. "Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы днем она стояла у станка", -- говорил герой в фильме "Берегись автомобиля". В случае с Театром драматических импровизаций дневная жизнь актеров и студийцев позволяет находить средства к существованию и помогать театру. Например, актер Михаил Львов, он же коммерческий директор типографии "Авангард", поддерживает театр при изготовлении программок и прочей печатной продукции. Сам Михаил пришел в студию подростком около 20 лет назад, а сейчас играет в театре. Среди его ролей Буланов из "Леса" Островского, двойник Хлестакова в спектакле "Письмо Хлестакова Тряпичкину" и другие. "Вообще-то, я не хотел быть актером, -- вспоминает он, -- Меня привлекло то, что на сцене можно быть тем, кем захочешь, найти в себе те черты, которые в обычной жизни я не решился бы показать. Допустим, не каждый решится в жизни проявить себя негодяем, а в театре это не возбраняется". Сотрудники и подчиненные Михаила Львова также ходят на спектакли. "В типографии даже ходит шутка, что зарплату у нас выдают билетами, -- смеется он, -- Но это, конечно, только шутка. А однажды один из новых сотрудников сам пришел на спектакль, не зная, что я там играю. Когда он увидел на сцене собственное руководство, то не поверил своим глазам, долго не решался подойти и спросить, правда это или нет. Он безумно удивился, ведь в театре я совсем другой человек".

"Деловой Петербург"
15 июля 2004